Форум » ВЫРАЩИВАНИЕ и ВОСПИТАНИЕ » Методики развития высоких способностей у щенков » Ответить

Методики развития высоких способностей у щенков

Джелли: На форуме иногда поднимаются вопросы по проблемам психики наших кадебошек. Тема очень актуальна на всех сайтах мастифов. Хочу представить материалы на эту тему.

Ответов - 17

Джелли: РАЗВИТИЕ ВЫСОКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. ПЕРВОНАЧАЛЬНО ИЗДАННОЕ КАК "РАННЯЯ НЕЙРОСТИМУЛЯЦИЯ" Кармен Л. Батталья (перевод Осокина Т) Удивительно, но ещё до недавнего времени ученые не могли объяснить различия, которые существуют между особями, когда одни имеют гораздо больше способностей чем другие. Кажется что те, кто достигает высоких результатов, обладают способностью использовать скрытые ресурсы своего организма. Во всех программах разведения животных процесс селекции основан на положении, что все характеристики особи наследуются от предков. В попытках проанализировать генетику систематическим способом участвовали такие выдающиеся личности как Чарльз Дарвин и Френсис Галтон. Но только в последние десятилетия была получена достойная оценка наследственности на основании адекватных денных. Каннингэм (1991) в исследовании достижений скаковых лошадей использовал базу данных Timeform и, сопоставив результаты достижений группы полубратьев и полусестер, выявил их неоднородность. Его данные показывают, что скоростные качества лошадей только на 35% зависят от фактора наследственности. Иными словами, за скоростные качества лошадей были ответственны только 35% наследуемых от родителей генов, а в остальные 65% входили такие факторы внешнего влияния как выращивание, тренировки и кормление. Работа Каннингэма, которая хоть и велась в области коневодства, может послужить для других селекционеров наглядным пособием - сколько приходится на генетику и родословные. Исследователи изучили это явление и нашли новые способы внешнего воздействия, чтобы улучшить естественные способности животных. Некоторые из обнаруженных методов имели стойкий эффект на протяжении всей жизни особи. Сегодня многие из различий между особями можно объяснить использованием ранних методов стимуляции. ВВЕДЕНИЕ Человек в течении многих столетий пробовал различные методы чтобы улучшить естественные способности животных. Некоторые из методов выдержали испытание временем. Проводившие исследования в этой области, справедливо полагали, что период раннего возраста является наиболее важным "окном" для стимуляции из-за ускоренного роста и развития особи. Сегодня мы знаем, что начало жизни - время, когда физическая незрелость организма наиболее восприимчива и отзывчива к ограниченному, но важному классу стимулов. Исходя из этого, большинство исследований было сосредоточенно на первых нескольких месяцах жизни животных. Новорожденные щенки кардинально отличаются от взрослых собак. Они рождаются слепыми, их пищеварительная система имеет ограниченные возможности. В этом возрасте они в состоянии только чувствовать запах, сосать и ползать. Температура тела, в основном, поддерживается близостью с телом матери и другими однопометниками. В течении первых нескольких недель жизни щенки, как отмечают исследователи, очень чувствительны к ограниченному классу стимулов, которые включают тепловую и осязательную стимуляции, движение и перемещение. Другие млекопитающие рождающиеся с ограничениями, например, мыши и крысы, также демонстрировали подобную чувствительность к эффекту ранней стимуляции. Исследования показали, что удаление их из гнезда на 3 минуты ежедневно в течении первых 5-10 дней жизни заставляет температуру их тела падать ниже нормальной. Это умеренная форма стимуляции достаточна, чтобы стимулировать гормональные, надпочечные и гипофизарные системы. Будучи взрослыми, те же самые животные были более приспособлены противостоять стрессам, в отличии от их однопометников, которые не были подвергнуты ранней стимуляции. Лабораторные крысята, подвергавшиеся стрессу в небольших количествах, вырастали в животных, способных выдержать максимально-стрессовую нагрузку. С другой стороны, однопометники, не подвергавшиеся ранней стимуляции, быстро истощались (вплоть до летального исхода) если на них длительно воздействовал стрессовый фактор. Например, крысам связывали лапки и, таким образом, лишали их способности двигаться в течении 24 часов. У крыс, не подвергавшихся ранней стимуляции, на фоне этого стресса развились язвы желудка, тогда как их "закаленные" однопометники прошли тест без ущерба для здоровья. Особи, получившие раннюю нейростимуляцию, раньше достигали половой зрелости; были более устойчивы к определенным формам рака и инфекционным заболеваниям; могли противостоять предельному воздействию голода и охлаждения в отличии от своих незакаленных однопометников. Другие успешные исследования в области ранней нейростимуляции были проведены на кошках и собаках. В этих исследованиях использовался электроэнцефалограф, который идеально подходил для измерения электроактивности мозга из-за его чрезвычайной чувствительности к изменению в работе мускулатуры, сердечного ритма и дыхания. Данные ЭЭГ показывают, что щенки и котята, получившие раннюю нейростимуляцию, лучше справляются со стрессами и быстрее решают тесты, чем их нестимулированные однопометники. Пока эксперименты ещё не определили точную информацию об оптимальном количестве стресса, который должен сделать молодых животных превосходящими в физиологическом и психологическом плане, но все исследователи соглашаются, что стресс может иметь положительную сторону. Также известно, что определенное количество стрессовой нагрузки нормальное для одной особи, может быть слишком интенсивным для другой, и избыток стресса может повлиять на задержку в развитии. Опыты показывают, что ранняя нейростимуляция может иметь положительные результаты, но должна использоваться с осторожностью. Иными словами, избыток стресса может вызвать патологически-бедственные ситуации, а не физическое или психологическое превосходство. МЕТОДЫ СТИМУЛЯЦИИ Вооруженные силы США в своей кинологической программе разработали метод ранней нейростимуляции, который послужил пособием для большинства подобных программ. Программа, предназначенная для улучшения рабочих качеств собак, используемых в военных целях, была названа Bio Sensor. Позднее она стала известна широкой общественности как программа Super Dog. В годы исследований военные выяснили, что упражнения по ранней нейростимуляции могут иметь важные и длительные эффекты. Их исследования подтвердили, что есть определенные периоды времени в начале жизни щенка, когда нейростимуляция имеет оптимальные результаты. Первый период времени включает в себя окно с третьего по шестнадцатый день жизни. Этот интервал времени - период быстрого неврологического роста и развития, и поэтому особенно важен для щенка. Программа Bio Sensor, заинтересованная в получении собак с высокой работоспособностью, разработала метод ранней нейростимуляции щенков. Метод включает в себя пять упражнений, призванных стимулировать неврологическую систему. Каждое из упражнений проводится с щенками 1 раз в день. Тренер начинает с одного щенка и стимулирует его с помощью каждого из пяти упражнений (перечисленных ниже в порядке предпочтения), Закончив с одним он начинает заниматься следующим щенком. Ежедневное занятие с каждым щенком включает в себя следующие упражнения: 1. Тактильная стимуляция (между пальцами лап). 2. Голова, удерживаемая вертикально вверх. 3. Голова, удерживаемая вертикально вниз. 4. Положение на спине. 5. Термальное возбуждение. 1. Держа щенка в одной руке, тренер мягко щекочет щенка между пальцами лапы (каждый раз разная лапа), используя ватную палочку. Необходимо видеть, что щенок чувствует щекотание. Время стимуляции 3-5 секунд. 2. Используя обе руки, щенку придают вертикальное положение, при этом голова направлена вверх. Время стимуляции 3-5 секунд. 3. Крепко поддерживая щенка обеими руками, перевернуть его головой вниз. Время стимуляции 3-5 секунд. 4. Расположите щенка так, чтобы его спинка покоилась в уголке обоих рук. Пока щенок находится в этом положении, не стесняйте его движений. Время стимуляции 3-5 секунд. 5. Используйте влажное полотенце, которое охлаждалось в холодильнике не менее 5 минут. Положите щенка на полотенце и не ограничивайте его движения. Время стимуляции 3-5 секунд. Эти пять упражнений производят воздействия, которые не встречаются в естественных условиях раннего периода жизни щенка. Опыт показывает, что многие щенки сопротивляются этим упражнениям, другие воспринимают их более спокойно. В любом случае, не повторяйте их более одного раза в день и не увеличивайте время, рекомендованное для каждого упражнения. Перевозбуждение неврологической системы может иметь неблагоприятные и вредные результаты. ПОЛУЧАЕМЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА Были отмечены пять положительных моментов, которые наблюдались у собак, подвергнутым стимулирующим упражнениям программы Bio Sensor: 1. Улучшенная работа сердечно-сосудистой системы. 2. Более сильный сердечный ритм. 3. Более сильные надпочечники. 4. Большая устойчивость к стрессам. 5. Высокий иммунитет. В проводимых тестах стимулированные щенки проявляли активность и любознательность в большей мере, чем их нестимулированные однопометники. Оказываясь в лабиринте с преградами, нестимулированные щенки выглядели чрезмерно возбужденными, испуганными и совершали много ошибок. Их стимулированные однопометники в незнакомой обстановке были более спокойны и практически не совершали ошибок. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В то время как любое животное растет и развивается, оно проходит через три стадии внешнего воздействия. Первую стадию называют ранней нейростимуляцией, вторую - социализацией. Эти две стадии имеют ограниченные временные рамки. Впервые об этом упомянул К. Лоренц (1935), Когда написал о важности процессов стимулирования на примере импринтинга в юном возрасте и его влиянии на дельнейшее развитие особи. Наиболее известный опыт по изучению социализации крупных животных был поставлен Келлогг и Келлогг (1933). Доктор Келлогг и его жена интересовались различием в раннем развитии детей и молодых животных. Их опыт состоял в выращивании и воспитании собственного новорожденного ребенка и новорожденного примата. Оба младенца воспитывались вместе, как будто бы они были близнецами. Это исследование было предпринято, чтобы продемонстрировать что среди млекопитающих существуют большие различия в скорости их физического и умственного развития. Некоторые рождаются относительно зрелыми и способными к передвижению, тогда как другие появляются недоразвитыми, не способными передвигаться и медленно развиваются. Например, детеныш макаки Резус развивается намного быстрее шимпанзе и других "больших обезьян". Самый медленный - человеческий младенец. Одно из самых ранних исследований в области социализации собак была предпринято Скоттом и Фуллером (1965). В своих исследованиях они продемонстрировали наличие социализации на примере подражания поведению взрослых собак молодыми. Большинство исследователей соглашаются, что нехватка адекватной социализации приводит к недопустимому поведению, которое часто проявляется как немотивированная агрессия, чрезмерная возбудимость, трусость и сексуальная апатия. Исследования социализации подтверждают, что критический период для человеческих младенцев находится во временных рамках от 3 недель до 12-месячного возраста. Для собак этот период короче - между четвертой и шестнадцатой неделями жизни. В течении этих критических периодов времени могут пойти не так, как надо две вещи. Во-первых, недостаточный социальный контакт, такой как материнская забота и общение с себе подобными, может привести к неадекватному социальному и психологическому развитию (у людей проявляется как необщительность и социапатия). Во-вторых, избыток материнской заботы может ограничить необходимый контакт с себе подобными и ситуациями которые имеют важное влияние на рост и развитие. У людей избыток материнской заботы порождает иждивенца, социально трудновоспитуемого и эмоционально-нестабильного индивидуума. Отсутствие внешних социальных взаимодействий и у детей, и у щенков обычно приводит к недостаточной социальной приспособляемости. Молодняк, который долго растет в изолированной среде становится болезненным, подавленным и недостаточно гибким, чтобы формировать элементарные социальные контакты. Владельцы, которые имеют плотный график работы, часто недостаточно внимательны к своим собакам. Запертые в четырех стенах, они редко видят других собак или незнакомцев и страдают от недостаточной стимуляции и социализации. Для многих побочный эффект одиночества выливается в деструктивное поведение в форме "грызение", рытья и неуправляемости. Становится ясно, что небольшое количество стресса во время ранней нейростимуляции, впоследствии сопровождаемое своевременной социализацией, могут привести к полезным результатам. Однако, опасность здесь может таиться в незнании порогов недостаточной или избыточной стимуляции. Много несоциализированного надлежащим образом молодняка развивается во взрослых особей, неподготовленных для взрослой жизни и неспособных справиться с незначительным стрессом. Попытки повторной социализации в зрелом возрасте приносили очень незначительный эффект. Эти неудачи подтверждают, что периоды времени, открытые для ранней нейростимуляции и социализации даются природой только однажды. Третью, заключительную стадию в процессе роста и развития называют стадией обогащения. В отличие от первых двух стадий, это не имеет временных рамок и охватывает очень длинный промежуток времени. Обогащение - термин, означающий положительную сумму событий, которые имеют совокупный эффект на особь. События обогащения подвергают особь широкому разнообразию интересных, новых и захватывающих событий с регулярной возможностью свободно исследовать и взаимодействовать с ними. Результаты исследований показывают, что особи, выращенные в обогащенной среде, становятся более любознательными и способными справляться с трудными задачами. Возможно, самый известный пример детской программы обогащения - образовательная телепрограмма "Улица Сезам". Результаты исследований показали, что дети, которые регулярно смотрели эту программу, обучались намного легче, чем дети, её не смотревшие. С другой стороны, большинство детей с низкими школьными баллами росли без должных контактов с ровесниками, недостатком воспитания, отсутствием книг и игрушек, но зато с обильной диетой из телевизионных мыльных опер. Подобная аналогия может быть проведена и среди собак. Они учатся на протяжении всей жизни, потому что их нейросистема хранит информацию, которая в последствии может иметь неоценимое применение. Исследования Скотта и Фуллера полностью подтверждают что "необогащенные" щенки, при предоставлении им свободы выбора, предпочитают оставаться "в своей конуре". Они типично боялись незнакомых объектов и вообще предпочитали прятаться, а не исследовать. Эти щенки во многих отношениях были подобны обездоленным детям. Регулярные поездки в парк, торговые центры и дрессировочные площадки служат хорошим примером действий обогащения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Становится ясным, что небольшое количества стресса в начале жизни может дать очень положительные результаты. Опасность, однако, находится в незнании порогов недостаточной или чрезмерной стимуляции. Тем не менее, отсутствие адекватного количества стимуляции вообще, могут привести к отрицательным и нежелательным результатам. Основываясь на вышеупомянутом, можно справедливо заметить, что работоспособность большинства собак может быть улучшена посредством вышеописанных методов. Каждая из стадий вносит вклад совокупным способом и поддерживает последующую стадию развития. Во избежание риска недостаточной или чрезмерной стимуляции, рекомендуется использовать методы, разработанные программой Bio Sensor (известная в последствии как программа Super Dog). Перевод Осокина Татьяна питомник Slav Trophy при перепечатке ссылка на сайт обязательна Этот метод используемый во всем мире, стал причиной споров российских кинологов и любителей. Однако, хочу заметить, что этот метод применяется для собак разводимых в организованных питомниках, а не в квартирах. Естественно, щенки родившиеся в комнате заводчика и без того получает стимуляцию разных видов. Их берут в руки (и не однократно) и совершают с ними разные манипуляции с рождения до передачи его владельцу. В статье же подразумевается разведение собак профессиональными питомниками определенного направления (полицейских, поводырей, терапевтов). В большей части это большие питомники с большим поголовьем и дозированным общением с человеком. Именно для таких собак и разработан этот метод. Хотя не вижу причин, чтобы не почерпнуть что то полезное в этой статье. Учитывать это нужно и тем, кто организовывает свой питомник на улице. Думаю, многие знакомы с термином "питомниковая трусость", об этом можно рассуждать долго, но не в рамках этой статьи. Так почему же не использовать мировую практику? Или мы пойдем своим путем? Осокина Татьяна

Джелли: Это информация с сайта Алекса Вяткина Программа вышла из исследований когда-то в 70-х проводимых военными, была очень широко популяризирована в Штатах семинарами Dr. Carmen L. Battaglia, http://www.breedingbetterdogs.com/ и сейчас широко употребляется заводчиками самых различных пород. Насколько широко, можно видеть если просто ввести в Google слова neurological stimulation program puppy Исследователи пришли к заключению, что определенного рода стимуляция особо благопрепятствует нервной системе щенка во время ее развития (прошу прощения за не совсем удобоваримые фразы - в уме все перевожу с англ. до сих пор ), и на всю жизнь повышает способность справляться со стрессом, особенно физиологически. У щенков таким образом стимулируемых наблюдается улучшенные показатели работы сердечно-сосудистой, эндокринной (перевод??? ) системы, повышенная сопротивляемость к стрессу и болезни. Период когда нервная система развивается особенно интенсивно определен между 3 и 16-ым днями жизни, и в это время с каждым щенком раз в день совершается пять манипуляций: (схемы и вся суть - здесь Tufts University ENSP page with graphs Дальше мы применяем (с удовольствием опишу позже) т.н. Правило Семи - до 7-ми неделного возраста щенок должен 7 раз побывать на семи разных поверхностях в разных схемах (думаю сделать фото и видео отчеты для этого помета ), и еще мне очень по душе насыщенная программа Kathy O'Brien: http://www.californiamondioring.org/imprinting.htm которую помогал разрабатывать в том числе и Dr. Stewart Hilliard , а он сейчас Chief of Selections (Руководитель Отбора) в самой большой школе военных рабочих собак (Military Working Dogs - MWD's) в США, http://community-2.webtv.net/Hahn-50thAP-K9/K9History10/ и вообще - уникальный, IMO, специалист в рабочих собаках. Я обожаю работатьсо щенками, тем более что их появлению всегда предшествует столько планирования, у каждого помета есть цель ... Из этого помета одна сука останется у нас , и одна - уедет в Бельгию к нашим друзьям, заводчикам и спортсменам с репутацией (что есть очень для меня как заводчика лестно ), несколько щенков уходят к нашим коллегам и к членам клуба, так что у меня будет возможность К тому времени, когда щенку 7 недель, он должен: 1) побывать На 7 различных поверхностях, например: *ковер *бетон *дерево *винил *трава *грязь *гравий *деревянные чипсы *газета и т.д. 2)Поиграть с 7 различными типами объектов, например: *большие шары *маленькие шары *мягкие игрушки из ткани *пушистые шары *писклявые игрушки *металлические предметы *деревянные предметы *бумажные/картонные предметы *пакеты молока/соды и т.д. 3) Побывать в 7 различных местоположениях, включая: *задний двор *подвал *кухня *прачечная *спальня *ванная *Автомобиль * Гараж * Прачечная * Корзина * Конура и т.д. 4) пройти 7 препятствий: * взобраться на коробку * спуститься с коробки * Пойти через туннель * ступеньки, по которым поднимаются вверх, * ступеньки, по которым спускаются вниз, * преодолеть препятствия * поиграть в догонялки, в прятки * войти/выйти через дверной проем с шагом и т.д. 5) поесть из 7 различных контейнеров: * Металл * Пластмасса * Картон * Бумага * фарфор 6) поесть в 7 различных местоположениях: * Корзина * двор * Кухня * подвал * Прачечная * Ванная * игровая площадка 7) Повстречаться и поиграть с 7 новыми людьми, включая: детей & пожилыx

fila-alfa: Ой, как интересно!!! Спасибо! Не хочу хвастать, но, если честно, я примерно так же своих щенков с самого раннего детства растила. Я всегда была убеждена, что именно масса впечатлений и разностороннего опыта в детстве дает собакам адекватное поведение, спокойный характер, а некоторым особо одаренным даже, не побоюсь этого слова, мудрость (яркий пример - мой ВЕО Марс, которого я вырастила с возраста 21 день) во взрослом состоянии и пожилом возрасте. Ну, и конечно же, адекватность и постоянное внимание хозяина к собаке должно быть.


Назарушка: Лен, давай еще чего нить эдакого, а это мы уже усе прошли, мы старше 7 недель, однако....

КА ДЕ БО ДВ: Джелли Отличная подборка!

Джелли: Выдержка из статьи Владимира Васильевича Гриценко / кандидата ветеринарных наук, инструктора по дрессировке собак, эксперта РКФ / "Современная дрессировка собак. Попытка Методологического анализа." раздел Воспитание. "Собака должна себя вести адекватно с членами семьи и по отношению к прохожим на улице и попутчикам по автобусу, по отношению к другим животным, также как и по отношению к владельцу в процессе дрессировки или кинологу при выполнении специальных функций. Для эффективного управления собакой и успешного выполнения возложенной на нее работы, собака должна также адекватно реагировать и на небиологические факторы окружающей среды. Правда это уже реализация психофизиологической стороны воспитания и это требует особого рассмотрения. Пока же мы подчеркнем, что первой задачей воспитания является адекватная социализация собаки. Под социализацией понимают «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» («Краткий психологический словарь» Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Ростов на Дону. Феникс, 1998). А проще говоря, социализация это обучение совместно жить и действовать. Во время социализации собака обучается определению, распознанию и запоминанию возможных социальных партнеров и правилам взаимодействия с ними. Отсутствие социализации, неполная или неправильная социализация приводит к развитию настороженности по отношению к человеку и животным или боязни их и служит основой для формирования нежелательного поведения: трусости, повышенной тревожности, осторожности, фобий по отношению к некоторым типам людей или видам животных, а отсюда к появлению трудностей в управлении собакой, ее дрессировке и использованию. Иногда, напротив, развивается повышенная агрессивность. Как и человек, собака относится к незрелорождающимся видам. Процесс дозревания нервной системы – окончательное ее морфологическое и физиологическое формирование происходит уже в процессе раннего онтогенеза. Дозревание нервной системы осуществляется при активном участии факторов внешней среды. Так задумала природа, предполагая некий оптимальный уровень взаимодействия молодого организма с окружающей средой. Если этот уровень искажается, например, организм испытывает недостаток сенсорной стимуляции, процесс формирования нервной системы нарушается. Так было показано, что в условиях сенсорной изоляции мозг атрофируется, и, наоборот, развивается выше средних возможностей при гиперстимулировании шумом, запахами, вкусовыми и зрительными раздражителями, аффективными воздействиями и т.п. Всем известен «синдром питомника», а в настоящем времени приходится говорить о появлении «синдрома квартиры». Ранняя сенсорная депривация, которая может проявляться в условиях ограниченного содержания (в питомнике, в квартире, на участке коттеджа), однообразных факторов внешней среды, пониженной двигательной активности, невысоком уровне социальных контактов (в той или иной степени выраженная социальная изоляция), вызывает часто не компенсируемые в дальнейшем недостатки поведения. Ранняя сенсорная деривация приводит к разной степени выраженности следующим последствиям: - морфологическим изменениям центральной нервной системы, которые выражаются в уменьшении объема серого вещества мозга по сравнению с животными, содержащимися в обычных условиях (у животных, выращенных в обогащенной среде, отмечается увеличение тела нервных клеток, количества дендритных шипиков и синапсов, новых отростков аксонов и увеличение диаметра капилляров мозга); - торможению формирования (созревания) анализаторов, что в дальнейшем приводит к ухудшению научения с их использованием; - сохранению “рефлекса настороженности”; - замедлению угасания ориентировочно-исследовательского поведения и привыкания к новой обстановке; - ухудшению сенсорно-моторной координации животных, что выражается в трудности освоения двигательных навыков; - активации нервных образований отрицательного подкрепления, в результате чего животные стремятся исключить возможность получения отрицательного подкрепления даже за счет отказа от получения положительного; - снижению стрессоустойчивости и ухудшению состояние конституционального (естественного) иммунитета. Таким образом, второй составляющей воспитания (психофизиологическая сторона воспитания) является обеспечение адекватного дозревания (формирования) центральной нервной системы собаки. Применительно к животному не принято говорить о характере, чаще используют понятие темперамента, под которым подразумевается совокупность психических свойств индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний, характеризующих степень активности и эмоциональности и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении. Как только рождается животное, генетически наследуемые его свойства начинают взаимодействовать с окружающей средой (кстати, человек, это элемент окружающей среды по отношению к собаке, пусть даже очень активный, но элемент) и в процессе своего взаимодействия изменяются. Изменяются не до бесконечности, а в рамках генетически предопределенной вариации признака и в совокупности определяют темперамент животного. Свойства организма наиболее пластичны до его полового созревания. Это не значит, что свойства темперамента остаются неизменными после этого, но их изменения во взрослом состоянии уже не столь значительны. Конечно, темперамент может формироваться и без участия человека и даже вопреки его желанию, так как является процессом биологически закономерным. Задачей человека является формирование темперамента с заданными свойствами (в рамках генетической вариации данного животного), которые определяются целью использования собаки. Таким образом, воспитание это еще и формирование темперамента."

Джелли: Назарушка Да вы со своими самолетами любую спецшколу за пояс заткнете! И покрытий в вашем дворе разных хватает, и соседи в качестве раздражающего фактора имеются Я вот песчанную горку год для собаки найти не могу - лапы потренировать, а у тебя щенки во дворе это удовольствие получают. Не-е-е, Лен, с тобой неинтересно про эти проблемы беседовать - ты их не знаешь!

Назарушка: Джелли пишет: и соседи в качестве раздражающего фактора имеются НУУУУ, один дед у меня чего стоит! Представляешь, гуляю я со своей сворой, а деду интересно стало, мы же на горе живем, и его участок на метр ниже моего. Я ушла к противоположной стороне, ему не видно, так он на крышу залез, щенков посмотреть, разглядывает их и комментирует, я конечно ничего не слышу, т.к. у меня 3 взрослых собаки выгуливает 9 щенков, ну и все дедовы комментарии были покрыты........ в 12 глоток.

КА ДЕ БО ДВ: Назарушка пишет: разглядывает их и комментирует, я конечно ничего не слышу, т.к. у меня 3 взрослых собаки выгуливает 9 щенков, ну и все дедовы комментарии были покрыты........ в 12 глоток. Ой, я уже представила картину

Назарушка: КА ДЕ БО ДВ пишет: Ой, я уже представила картину Да, уж.... Но видеть это вооще........ А со стороны....... Я от смеха чуть не лопнула, дедок то глуховат малость. Но самый то прикол в том, что дед еще и обижается, что собаки на него лают.

КА ДЕ БО ДВ: Назарушка пишет: Но самый то прикол в том, что дед еще и обижается, что собаки на него лают. Деду нужно усилитель звука подарить, пусть наслаждается!

Джелли: КА ДЕ БО ДВ пишет: Деду нужно усилитель звука подарить Точно, Лен, купите ему "матюгальник"! Пусть дед полноценно с собаками общается!

Назарушка: КА ДЕ БО ДВ пишет: Деду нужно усилитель звука подарить, пусть наслаждается Джелли пишет: купите ему "матюгальник Представила, дед на крыше с матюгальником!......

Джелли: Назарушка пишет: Представила, дед на крыше с матюгальником!...... Лихо!!!!!!!!!!!!!!!

Назарушка: Джелли пишет: Лихо!!!!!!!!!!!!!!! А у меня сегодня новый проикол, загорающие на крыше! Ох Лиска и оторвалась по полной.......

Eva: Посты перенесены в тему по проблеме Фобияhttp://cadebou.borda.ru/?1-10-0-00000009-000-40-0. Админ.

Загадочная: РАЗВИВАЮЩИЕ И КОРРИГИРУЮЩИЕ ИГРЫ Игры, применяемые для развития щенков и молодых собак, а также для коррекции психики у взрослых собак, тренируют недостаточные механизмы мышления, определение стиля игрового общения с хозяином, приемы стабилизации психики и игрового подчинения. Во многих случаях используются обучающие игры, помогающие закрепить определенные поведенческие программы. В процессе игры может тренироваться и совершенствоваться также и уравновешенность центральной нервной системы – это прием так называемого "переключения", основанный на смене возбуждения торможением и наоборот. Необходимо учитывать и тот факт, что именно игры представляют собой один из наиболее естественных и эффективных механизмов формирования контакта с хозяином, особенно у собак не служебного назначения. Все игры имеют дружелюбную и веселую эмоциональную окраску, хозяин, играя с собакой, подчеркивает это смехом, ласковым голосом и т.п. Игры возможны только при тех обстоятельствах, когда собака чувствует себя в полной безопасности – это важное условие, отвечающее нормам естественного поведения животных. Все игры усложняются очень постепенно, только после надежного освоения более простых вариантов. В практике формирования и коррекции психики собак используются следующие группы игр. "Ладушки" – игра, основанная на жестах рук и прикосновениях к передним лапам собаки. Эффективность этого приема обусловлена тем, что отношение к прикосновению к передним лапам служит признаком доверия собаки к человеку. Одновременно достигается сосредоточение собаки на действиях хозяина, развитие наблюдательности по отношению к человеку. Еще одним положительным результатом применения этой игры служит дополнительное развитие ориентации собаки в пространстве. Игра применяется в двух основным вариантах. Один из них напоминает известную игру с ребенком, давшую название этому приему. Хозяин похлопывает собаку по передним лапам, слегка придерживает их рукой. Собака может отдергивать лапы и даже пытаться сама касаться ими руки хозяина. Второй вариант состоит в негромких хлопках в ладоши по разные стороны от головы собаки. Собака, оглядываясь, делает движение головой к хозяйской руке. Это начальное движение хватки поощряется, но укус хозяйской руки запрещается. "Ладушки" используются для развития щенков начиная с полутора-двухмесячного возраста. Развитие аналитического мышления обеспечивается применением "поисковых игр", тренирующих механизмы тонкой дифференциации и развивающих критериальный уровень СИМ. Эти игры представляют собой и прекрасные партнерские игры, эффективно развивающие отношения собаки с хозяином. Игра "Обыск помещения" основана на соответствующем навыке розыскных собак. На полу раскладываются несколько (не более шести) кусочков лакомства, один из них дается собаке для занюхивания. При этом произносится команда "Нюхай", поощряемая словесной похвалой и повтором так же, как при выработке любого навыка ("Хорошо, молодец, нюхай!"). Затем хозяин на глазах у собаки бросает обнюханный кусочек в сторону тех, что разложены на полу. Хозяин произносит команду "Ищи". Каждый найденный кусочек служит наградой за усилия по розыску, а хозяин дополнительно хвалит собаку. При любом затруднении хозяин помогает собаке, показывая, где может находиться кусочек. Главная задача состоит не в том, чтобы собака отыскала хитро запрятанный кусочек, а в том, чтобы она собрала все разложенные хозяином кусочки. Это способствует концентрации внимания на выполняемых действиях и удержанию внимания в течение необходимого времени. Количество кусочков меняется по воле хозяина. В конце игры, когда все кусочки собраны, хозяин дает собаке лакомство из своей руки и щедро хвалит ее за успехи. Усложнение игры достигается за счет раскладывания кусочков на большем расстоянии друг от друга, на мебели, за предметами, под предметами и т.п. Продолжение 1. На следующем этапе кусочки лакомства заменяются несколькими одинаковыми предметами, не вызывающими у собаки такого интереса, как пища. Этими предметами могут служить палочки-"апорты" или специ-ально сшитые небольшие подушечки, набитые ватой или тряпьем. Для облегчения задачи на первом этапе эти предметы могут быть пропитаны определенным запахом, хорошо различимым собакой. Запрещается ис-пользование спиртосодержащих веществ, парфюмерных запахов и особо привлекательных пищевых запахов (мяса, колбасы и т.п.). Хорошо оправ-дало себя применение съедобных пряных трав – укропа, петрушки, сель-дерея. Правила игры остаются прежними – собака должна собрать все разложенные в помещении предметы, число которых меняется по усмот-рению хозяина. Знаком окончания упражнения и здесь служит лакомство, предлагаемое собаке из руки. После перехода к собиранию предметов, игра может выполняться и на улице – вариант "Обыск местности". Игры группы "Обыск" применяются начиная с трех-четырехмесячного возраста щенка. Более сложна для освоения игра, называемая (по аналогии с розыск-ным навыком) "Выборка по запаху". Шесть палочек или подушечек, ис-пользовавшихся на предыдущем этапе как неразличимые предметы, по-парно помечаются (например, цифрами, выполненными одним и тем же фломастером) и пропитываются тремя разными запахами. Для этого дос-таточно пару предметов с номером 1 подержать в течение нескольких ча-сов в мешочке с укропом, пару с номером 2 – в мешочке с петрушкой, пару с номером 3 – в мешочке с сельдереем. Раскладываются все предметы, а один из них дается для занюхивания. Задача собаки состоит в том, чтобы выбрать из всех предложенных предметов тот, который представляет со-бой пару по предъявленному ей запаху. Задание становится тем сложнее, чем ближе друг к другу лежат эти предметы. На последнем этапе предме-ты выкладываются в ряд, а положение искомого предмета в ряду меняет-ся. "Выборка" применяется примерно с пятимесячного возраста щенка. Игра, условно называемая "Наперстки", несколько напоминает анало-гичную азартную игру людей. В ней используются от двух до пяти коробок размером примерно с голову собаки, в которых можно сделать небольшие отверстия, облегчающие восприятие запаха. Под одну из коробок кладет-ся кусочек лакомства, обладающего соблазнительным для собаки запа-хом. Задача собаки состоит в том, чтобы определить, под которой из ко-робок находится вкусный кусочек. Взаимное расположение коробок и, ра-зумеется, положение кусочка меняются по воле хозяина. Усложнение игры достигается за счет увеличения количества коробок и одновременного ис-пользования более чем одного кусочка лакомства. Хозяин активно помо-гает собаке в нахождении лакомства, а по окончании игры, когда все ку-сочки найдены, дает лакомство из руки. Эта игра может использоваться начиная с четырех-пятимесячного возраста. Наиболее совершенной формой поисковых игр группы "Выборка" яв-ляется установление принадлежности предмета человеку по соответствию запаха. Для этого предметы раздаются разным людям, которые некоторое время держат их в ладонях или подмышками (это более сильный индиви-дуальный запах). Собаке предъявляется для занюхивания один из пред-метов. Ее задача состоит в том, чтобы показать на того человека, чьим запахом пропитан этот предмет. Этому упражнению помогает умение со-баки различать близких людей по именам или семейным "должностям". Эту игру можно применять только для взрослых собак, примерно после го-довалого возраста. Подвижные игры, основанные на апортировке, развивают активность и реактивность поведения, а также позволяют несколько повысить ско-рость мыслительных процессов у собак со склонностью к флегматичному темпераменту или излишне медлительных и заторможенных, либо в про-цессе воспитания, либо по своему жизненному опыту. Эти игры наиболее целесообразно применять после полугодовалого возраста собаки, при достижении ею хорошего физического развития. Продолжение 2. Для определения целесообразности применения игр, основанных на апортировке, следует учитывать тот факт, что они существенно увеличивают общую возбудимость центральной нервной системы собаки, создавая импульсный режим возбуждения и торможения. Поэтому они не применяются для собак, отличающихся повышенной возбудимостью и холеричностью. Еще одно важное ограничение на применение апортировочных игр вытекает из того факта, что они используют один из этапов пищедобывательного поведения ("догоняй убегающего"). В силу этого они, с одной стороны, могут активизировать у собаки пищедобывательную мотивацию, а с другой стороны – снижать активность собаки в охранной деятельности. Некоторые дрессировщики (см., например, [61]) не только ограничивают, но и запрещают применение апортировочных игр для собак-телохранителей. При обучении апортировке и соответствующим играм необходимо учитывать тот факт, что этот навык вырабатывается как составной ("Держать" – "Ко мне" – "Дай"). Для регулирования динамических характеристик поведения может использоваться "апортировка с выдержкой", с переменной длительностью паузы торможения и с выбросом предмета в разных направлениях и на разные расстояния от сидящей собаки. Режим выполнения этого упражнения можно поставить в зависимость от того, каким тоном хозяин подает соответствующую команду. Полезно также варьировать команды "Апорт" ("Принеси") и "Играй", когда собака имеет право не отдавать апортировочный предмет или игрушку хозяину. Параллельно с апортировочными играми регулирование динамических характеристик поведения и способность собаки совладать с процессом возбуждения отрабатывается при помощи такого приема, как "переключение". Для этого в ходе любой игры, несколько возбуждающей собаку, при нарастании возбуждения дается команда "Сидеть" (для собак с завышенной самооценкой – "Лежать"). При необходимости собаку можно придержать рукой, но следует все же добиваться того, чтобы команда выполнялась собакой самостоятельно. Пауза торможения постепенно увеличивается, особенно плавно – в интервале от пяти до двадцати-тридцати секунд. На втором этапе отрабатывается увеличение силы возбуждения, при которой собака способна выполнить тормозящую команду. (автор Н.Д. Криволапчук)



полная версия страницы